Разведывательный комплекс ВР-3 «Рейс» (1972 – 1989 гг.)

Более распространенной системой, которую монтировали на шасси 135МБ, являлся комплекс воздушной разведки ВР-3 «Рейс» ВВС СССР тактического назначения. Его главной составной частью являлись малогабаритные реактивные дистанционно-пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА) многоразового использования с парашютной посадкой. Еще в середине 1960-х годов к проектированию таких самолетов-разведчиков приступило ОКБ А. Н. Туполева. Формальной основой их развития стало ПСМ от 30 августа 1968 года о разработке нового беспилотного комплекса тактической разведки «Рейс» и входивших в его состав пусковой установки, самолета Ту-143 и средств обеспечения. Создание комплекса началось с детального проектирования летающего беспилотного разведчика, первый запуск которого состоялся 1 декабря 1970 года. В полном составе комплекс появился в 1972 году, затем в течение четырех лет проходил государственные испытания. В производство он поступил в 1975-м и через год был принят на вооружение.
Для запуска самолета служила пусковая установка СПУ-143, представлявшая собой укороченный цилиндрический 9-метровый ТПК с углом возвышения 15º, нижней V-образной частью и двумя герметично закрывавшимися крышками. Из него по специальным направляющим запускали самолет-разведчик Ту-143 длиной 8060 мм и стартовой массой 1230 кг. Он развивал максимальную скорость 925 км/ч и мог осуществлять воздушную разведку на дальности 170 – 180 км и на минимальной высоте 100 м. Для его перевозки из хранилища и перегрузки на СПУ служила транспортно-заряжающая машина ТЗМ-143, смонтированная на шасси 135МБ с открытой без-бортовой платформой и собственным трехсекционным гидравлическим краном-манипулятором. Помимо своих основных транспортно-перегрузочных функций она служила своеобразным поис-ково-спасательным автомобилем для обнаружения, погрузки на свою платформу и возращения ДПЛА, вернувшихся с задания. Первая система «Рейс» находилась в производстве до 1989 года. Комплекс служил в основном в Советской Армии, но в нескольких экземплярах поступил в вооруженные силы Чехословакии, Румынии и Сирии.

vr3_reys

В 1981 году началась разработка модернизированного комплекса тактической воздушной разведки ВР-3Д «Рейс-Д» с самолетом-разведчиком Ту-243 длиной 8290 мм и взлетной массой 1400 кг. Свой первый полет он совершил в декабре 1987 года. Новый самолет был оборудован несколькими системами наблюдения высокой разрешающей способности и обладал повышенными летными и разведывательными качествами: достигал максимальной скорости 940 км/ч и выполнял свои функции на дальности до 360 км и высоте минимум 50 м. В это же время были построены новые пусковая установка СПУ-243 и транспортно-заряжающая машина ТЗМ-243. После долгих испытаний комплекс «Рейс-Д» в 1994 году был рекомендован к производству и принят на вооружение ВВС Российской Федерации в конце 1990-х.